Моя методическая копилка

Мои методические накопления


Конспект "Хочу все знать"

        Конспект занятия по развитию речи
         в средней группе Посуда в нашей жизни

        Проект по труду: ""С поля едет урожай"

       Презентация "День Матери"

       Конспекты

        Картотеки



         Мои проекты



Статья для выступления на районном семинаре 


Использование  игр из технологии ТРИЗ-РТВ
в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками
 (образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»)

Обеспечение безопасности движения  актуальная государственная проблема. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при  большей  интенсивности автомобильного движения. Ребенок 3-5 лет (а часто и старше) не  может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может нанести увечье или лишить его жизни.Избежать такого опасного поведения можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Главная  задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.Для осуществления работы по данному направлению в группах ДОУ важно создать необходимые условия. Помимо традиционных форм, интересной находкой в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма может быть  использование технологии ТРИЗ.В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».    Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.    При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.В своем ДОУ мы используем дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ. 
Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ - РТВ
Игра «Найди целое и части»
Цель:  учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить,  по образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое.Ход: 1. В: автомобиль – колесо;    Д: самолет – …(крылья, небо).детям предлагается назвать соответствующий ответ.2. В: светофор - цвета;    Д: дорога – (машина, внимание).3. В: Пешеходный переход – зебра;    Д: велосипед – (руль, улица)   и т. д.
Игра «Найди  главное»
Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы. Например:Машина – дорога, авария, внимание, дорожные знаки.Светофор – столб, осторожность, цвета, пешеход.Полицейский – порядок, свисток, жезл, машина, ГАИ.Город – автомобили, толпа, здание, улица, велосипед.Больница – врач, палаты, укол, больные, таблетки.
Игра «Что  с  чем  связано»
Цель:  учить  детей  находить связи  между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника.  Учить делать выводы, что все взаимосвязано.Например:Дерево – вода, (без воды дерево жить не может).Машина – колесо (без колеса машина не поедет).Светофор – электричество (если его нет, то светофор не работает) и т. д.
Игра «Что из   чего»
Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество.Ход:Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны назвать из чего он состоит.Усложненный вариант:Детям предлагается сразу называть количество частей.Например:  машина – один кузов – один  руль - четыре колеса, две большие фары и т.д.
Игра «Теремок»
Цель: закреплять понятия детей об объектах окружающего мира, анализируя знакомые предметы  и выделяя их свойства, функции.Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество.Формировать понятие о том, что один и тот же  предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций.Ход:Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:- Кто в теремочке живет?- Я, машина. А ты кто?- А я птичка.  Пусти меня к себе жить?- Скажешь, чем на меня похожа – пущу.Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это не получается, то ребята помогают ему в этом. И дальше игра продолжается, пока все «гости» не поселятся в «Теремок».
Дети старшей группы с удовольствием играют в игру "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала». Предлагаю вашему вниманию фрагмент игры. Внимание на экран. Например: загадываю слово «Велосипед», дети задают вопросы (Это живое? Это летает? Это ездит? Есть колеса? Есть педали? Можно перевозить людей? И т. д., воспитатель отвечает только « да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Машина», «Вода», «Жезл», «Светофор» и т. д.
Игра  «Аукцион»
Цель:  познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов.  Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и   подчеркивая  его лучшие качества, возможность его использования.Ход:    выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый), который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его достоинства.  Ребенок, который хочет купить его, должен аргументированно доказать, для чего этот предмет ему нужен и чем он ему нравится.Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка. (Машина, светофор, жезл, и т. д.)
«Игра «Найди  пару»
Цель: учить  быстро, находить близкие ассоциации к заданному слову.   Воспитывать терпение.   Учить, не перебивая товарищей, быть всегда готовым к ответу.  Побуждать вырабатывать свои символы, которые помогают воспитателю или ведущему ребенку, что ты знаешь нужную ассоциацию.Ход:Дети сидят или лежат по кругу.Ведущий предлагает найти пару – первое пришедшее в голову слово – слову, которое скажет он.Например:Воспитатель – дети;Дорога – опасность,Дорожные знаки – знания,Жезл – человек,Велосипед – колесо, т. д.
Игра "Черное-белое»
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Полицейский». Хорошо – следит за соблюдением ПДД. . . Плохо – он может забрать права. . . и т.д. Здесь в качестве объектов могут быть: «Машина», «Велосипед», «Дом», «Дорожные знаки», « Пешеход» и т.д.
Игровое  упражнение  «Противодействия»
Воспитатель называет или показывает предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных  функций.  Дети называют  эти  функции. Например:ребенок – строит и ломает;машина – стоит и едет;полицейский – ловит  и отпускает;Усложнение:Обсудить, что хорошего и что плохого в каждом действии. Я хочу отметить, что благодаря игре исчезает страх перед дорожными проблемными ситуациями, снижается фактор тревожности ребенка, а значит создается безопасная для детей обстановка на дорогах.


Комментариев нет:

Отправить комментарий